Пашев Иван Яковлевич (1881-1942), Примар с. Твардица

          Пашев Иван Яковлевич (1881-1942). Уроженец с. Твардица Чадыр-Лунгского района Кагульского уезда, болгарин, происходил из семьи крестьян-кулаков. Примар с.Твардица. Имел в собственности 44 га земли. По справке, выданной Твардицким сельским советом   в 1941 г. у него было  1-2 постоянных рабочих и 4-5 сезонных работников. В 1940 г. его хозяйство было привлечено к обложению сельхозналогом по списку кулацко-зажиточных хозяйств и ему было начислено 4916 рублей сельхозналога.


        Пашев И.Я. был арестован в 1941 г., а его семья выслана в Казахстан. Состав семьи Пашева Ивана Яковлевича перед высылкой был следующий:

·         Жена Пашева Елена Николаевна 1881 г.

·         Сын  Пашев Яков Иванович  1912 г.

·         Дочь Пашева Елена Ивановна 1924 г.

·         Сын Пашев Иван Иванович, 1928 г.

·         Невестка Пашева Мария Пантелеевна 1912 г.

·         Внук Пашев Иван Яковлевич  1935 г.

·         Внучка Пашева Елена Яковлевна 1937 г.

 

            По воспоминаниям Новачлы С.А. , родственника Михальчук И.М.(внука Пашева И.Я.),  семья у них была большая. Всего у Пашева И.Я. и его супруги Елены было 9 дочерей и 2 сына. Их дальнейшая судьба мало известна.  В собственности у Пашева И.Я. помимо земли в Твардице, было два дома. В одном из домов разместили потом винзавод, а в другом доме находится аптека. Пашев И.Я. много лет был примаром Твардицы, также он работал директором школы.

            После ареста, Пашев И.А. попал в Свердловскую область, где его допрашивали в Управлении НКГБ по Свердловской области (Протокол допроса от 12 декабря 1941 г.). На вопрос в каких партиях он состоял и об его деятельности в этих партиях Иван Яковлевич дал следующие показания:  «С 1923 по 1926 я принадлежал к партии генерала Авереску (прим. Народная партия Румынии), с 1930 по 1938 г. к либеральной партии, с 1938 по 1940 г. к партии «Фронт национального возрождения». В партии Авереску я активного участия не принимал, ездил в составе делегации от села на Конгресс этой партии в г. Кишинев. В либеральной партии я был членом ее комитета, пропагандировал программу этой партии, агитировал за кандидатов  ее в Румынский парламент. От «Фронта национального возрождения» я в 1938-1939 гг. был примарем в селе».

           Против Пашева И.Я. были выдвинуты обвинения по статье 58 п.13 Уголовного Кодекса РСФСР – Активная контрреволюционная деятельность при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны. Его обвинили в том, что он «был кулаком, эксплуатировал наемных рабочих, был активным членом контрреволюционных партий аверистов, либералов  и «фронта национального возрождения», был Примарем в селе». Несмотря на то, что Пашев И.Я. признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях, он  умер в лагере 22 апреля 1942 г.

 

Источник: архив семьи Михальчук


Комментарии

Популярные сообщения