Чадыр-Лунга - город на семи холмах. (По следам гагаузской топонимии)
Еще в юности слышала
такую полушутку-полулегенду о том, что, как все великие
города, Чадыр-Лунга расположена на 7 холмах. На сайте Главного управления
культуры Гагаузии указано, что наш город расположен на холмах, но не сказано на
каких. Спустя годы захотелось разобраться в этом вопросе и вообще в гагаузской топонимии: какие названии,
что обозначают, каково их происхождение, а также их современное местонахождение.
Толчком к этому
послужило недавнее мероприятие в Комратском государственном университете, посвященное
памяти выдающегося гагаузского ученого, этнографа, писателя, поэта Курогло С.С.
Круглый стол в режиме онлайн организовала и провела преподаватель Университета,
доктор философии Папцова А.К. Было представлено много интересных докладов, в
которых отмечалась многогранная деятельность Степана Степановича.
Я же выступила с
сообщением о его большом вкладе как ученого в гагаузскую топонимию. Дело в том,
что одной из моих любимых настольных книг по истории нашего края, является
книга И.В.Дрон и С.С. Курогло «Гагаузская топонимия и антропонимия», изданная в Кишиневе в издательстве «Щтиинца» в 1989
г.
Это серьезное
научное издание, вышедшее под редакцией Г.А. Гайдаржи, включает в себя 1100
географических названий, собранных авторами на протяжении 1979-1983 гг. в 32
гагаузских селах. Топонимия — это раздел
языкознания, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение,
смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
А микротопоним – это имя физико-географического объекта, функционирующего в
пределах микротерритории, известное узкому кругу лиц, живущих вблизи именуемого
объекта.
Всего в вышеуказанную книгу включено 53 микротопонима Чадыр-Лунги, которые являются составной частью нашей культуры. Ведь в них отражены отдельные моменты истории, культуры нашего города, развития гагаузского языка, уровень взаимосвязей с другими народами Буджака и др. В данной статье я остановлюсь только на тех микротопонимах, которые непосредственно связаны с Чадыр-Лунгой. Это то, что ее окружает и что находится внутри города: горы, горки, балки, хребты, реки, ручьи, мосты, улицы. За консультацией я обращалась к специалистам и местным жителям: Хицюк А.В., Тукан Н.К., Киорогло Г.Ф., Ворников Г.К., за что выражаю им огромную благодарность.
Итак, что
касается гор, горок, балок и хребтов в книге Дрона и Курогло указаны следующие микротопонимы
Чадыр-Лунги:
· «Батаман Баыры» - гора Батаман. По мнению авторов Батаман//Ватаман является
антропонимом молдавского происхождения. По версии Тукан Н.К. так этот район
Чадыр-Лунги назвали в 60-е годы. Там часто хулиганили и среди заводил был некто
Володя Ватаман. И от его фамилии пошло это название – хулиганы из Ватаман.
· Гора «Кенари», что в переводе с
гагаузского означает край высотой 126 м, расположенной к западу Чадыр-Лунги на
расстоянии 6 км
· «Купкуйская»
гора,
связанная с с.Купкуй (аллоним с. Бешгиоз) высотой
152,9 м
· «Копкуй сырты» - копкуйский
хребет в северо-восточной части города
· «Мечкарларын
байыры»
- гора семейства Мечкарь в южной части города
· «Степуларын
байыры» -
горка рода Степу в районе Манзыр мааляси на востоке
·
Гора «Стратан» - расположена
на северо-востоке в 10 км от города высотой 188,6 м
· «Стратан кулаа» -
балка (лощина, овраг) реки Стратан в районе бывшего кирпичного завода. Название
восходит к имени одного из бывших молдавских землевладельцев
·
Гора, поле «Чиритей»
·
«Чиритей сырты» - хребет горы Чиритей,
курган, название молдавского происхождения от слова «черетей», что в переводе
означает заросли кустарниковых деревьев.
Фото 1. Вид на холмы Чадыр-Лунги. От горы Стратан до горы Батаман. Фото 2017 г. из архива С.Капанжи |
По данным
старожилов Чадыр-Лунги им известны все эти названия и их местоположение, но вот
где находится гора Чиритей, никто из них не смог назвать. Но название этой горы
и ее хребта еще в 1973 г. было включено Гайдаржи Г.А. в его
Гагаузско-русско-молдавский словарь в раздел Микротопонимика.
Таким образом, в
книге Дрона и Курогло указано 7 гор и горок, которые образуют холмы вокруг
Чадыр-Лунги. Но так ли это на самом деле? За помощью я обратилась к старшему
архитектору Чадыр-Лунгского района Хицюк Адександру Викторовичу. Вот что он
разъяснил, Действительно, горы, которые окружают Чадыр-Лунгу, образует
холмы и все эти географические объекты отмечены на картах. Он порекомендовал
мне посмотреть карты Чадыр-Лунги в Интернете. Согласно рельефной карте Национального
фонда геоданных, вокруг Чадыр-Лунги отмечены следующие высоты: на севере 150 м,
на юге 150, 175 м, на западе 150, 125. На востоке 175, 125. Тоже получается
семь.
Но на карте 2013
г. указаны с отметкой гора только 3 объекта. Гора Стратан высотой 188,5 м на
северо-востоке между Бешгиозом и Валя-Пержей, гора высотой 155,4 м на западе
между Чадыр-Лунгой и с. Гайдар и гора высотой 184,9 м на юге между Чадыр-Лунгой и
Валя-Пержей. В кабинете архитектора висит местная карта Чадыр-Лунги и ее окрестностей. Хицюк А.В. назвал следующие 7 самых высоких объектов и мы
определили их местонахождение с учетом микротопонимов, указанных выше:
·
Гора
на юге высотой 185 м в районе Батамания возле конефермы
·
Гора
Кенары на западе высотой 126,3 в районе 6 школы
·
Гора
на севере в сторону Кишинева высотой 156 м.
·
Копкуйская
гора в сторону железнодорожного вокзала и с.Бешгиоз высотой 153,4 м
·
Стратан
гора высотой 188,7 м на востоке в районе 3 школы (самая высокая гора)
·
Гора
на юге в сторону Валя-Пержей, где живет семья Мечкарь в верхней
части улицы
Ленина высотой
185,4 м
·
Гора
высотой 165 м между Стратан горой и районом Батамания (Степуларын байыры) на
юго-востоке в районе верхней части ул.Буджакская (бывшая ул.Крупская)
Итак, в книге
Дрона и Курогло и по данным старшего архитектора Чадыр-Лунгского района Хицюк
А.В. Чадыр-Лунга окружена как минимум 7 горами и горками разной высоты, которые
образуют холмы вокруг города Так что легенда оказалась былью. И вероятно
безымянная гора на севере называлась ранее Чиритей
А какие же реки
и ручьи протекают через Чадыр-Лунгу ? В этом вопросе тоже много путаницы. Дело в
том, что некоторые жители смешивают название рек и даже на одной из карт отмечена в Чадыр-Лунге река
Лунгуца. Но эта речка – правый приток р. Лунга и протекает она по землям сел Ферапонтиеевка, Томай и Гайдар.
По данным Хицюк
А.В. в Чадыр-Лунге протекают 2 реки – Лунга и Стратан и 2 основных ручья –
Гайдар и Сервен (так указано на карте), хотя в народе его называют Червен. Река
Лунга, что в переводе с молдавского языка означает «длинная», берет свое начало
у с. Чок-Майдан и впадает в озеро Ялпуг, пересекая еще села нашего района - Кириет-Лунгу и Бешгиоз. В
книге Дрона и Курогло указано другое название реки «Чадыр-Дереси», принятое в
пределах города.
Фото 3. Разлив реки Лунги с центрального моста в с. Кириет-Лунга. Фото 2020 г. из архива С.Капанжи |
Река Лунга
протекает по городу с севера на юг и вдоль нее тянется полотно железной дороги.
Старожилы вспоминают, что когда-то русло реки было широким и полноводным,
жители ловили рыбу и катались на лодках.
Фото 4. Река Лунга в новом парке Чадыр-Лунги. Фото 2010 г. из архива С.Капанжи |
Фото 5. Река Стратан в старом парке Чадыр-Лунги. Фото 2019 г. из архива С.Капанжи |
Помимо этого, Чадыр-Лунгу
пересекает несколько ручьев, основные из которых это Гайдарский и Червен.
Первый берет свое начало в «Хайдар кулаа» - гайдарской балки, которая находится
слева от дороги Гайдар-Чадыр-Лунга и впадает в Лунгу в новом парке города.
Фото 6. Ручей Гайдарский в новом парке Чадыр-Лунги. Фото 2010 г. из архива С.Капанжи |
А
ручей Червен – от «Червен чукуру» - овраг Червеня по имени бывшего
землевладельца-болгарина Червеня в районе Батамании и впадает в реку Стратан в
центре города.
Фото 7. Ручей Гайдарский пересекает улицу Ленина под мостом. Фото 2019 г. из архива С.Капанжи |
Такое количество рек и ручьев, мне кажется, нет ни в одном населенном пункте Гагаузии. Соответственно через них были в разное время построены в Чадыр-Лунге множество мостов. Вместе с Хицюк А.В. мы насчитали в нашем городе 18 мостов. Не исключаю, что их больше. В книге Дрона и Курогло указаны только три моста. Центральный мост Чадыр-Лунги через реку Лунга возле автостанции называется «Чингена кёпрюсю», что в переводе с гагаузского означает цыганский мост. Действительно, перед рекой в районе Тришполи находится несколько домов цыган. При отступлении Красной армии в 1941 г. мост был взорван, а при возвращении румынских властей восстановлен. После наводнения 1987 г. мост был реконструирован.
Фото 8. Центральный мост Чадыр-Лунги через реку Лунга «Чингена кёпрюсю». Фото 2020 г. из архива С.Капанжи |
Мост через реку Стратан на улице Ломоносова называется «Симу Ванинин Кёпрюсю». Действительно у этого моста справа, где сейчас Агробанк, находился дом Генова Иван Семеновича (1903-1981), уличное прозвище которого закрепилось за мостом. Это самый старый мост в городе.
Фото 9. Мост через реку Стратан по ул. Ломоносова «Симу Ванинин Кёпрюсю». Фото 60-х годов ХХ века из архива С.Капанжи |
Фото 10. Семья Генова Иван Семеновича (сидит слева) с семьей. Фото конца 50-х годов ХХ века из архива Н.Желяповой |
Также река Лунга протекает через мост в
районе совхоза, в районе КХП и через 3 моста в новом парке. Река Стратан пересекает мосты по улице
Маяковского, Буджакская, Горького, в старом парке и на улице Ленина за
железнодорожным переездом. Ручей Червен протекает
через мост на улице Пушкига и на пересечении улиц Ленина и Советская. Ручей
Гайдар пересекает мост по ул.Сыртмача, К.Маркса в районе мясокомбината и мост
в новом парке.
И в заключении
об улицах и микрорайонах города, указанных в книге Дрона и Курогло. Прежде
всего там указан топоним Ени Чадыр - Новый Чадыр на месте которого образовалась
современная Чадыр-Лунга. Также указаны 10 улиц города, как они назвались ранее.
Попробуем определить их местонахождение. «Ватаман мааляси» это весь район современной Батамании от
ул.Ленина до старого кладбища. «Вакзал мааляси» - бывшая ул. Жданова, а ныне
часть улицы Буджакская от полиции до железнодорожного вокзала. «Кыргыз мааляси» это улица
Маяковская врайоне 3 школы, «Мынзыр
мааляси» это улицы в районе старого
маслосырзавода - Колхозная и Чапаева ( по имени селения в Бендерском уезде).
«Мечкаарларын мааляси» – верхняя часть улицы Ленина в южной части Чадыр-Лунги,
где живут семьи Мечкарь. «Митранилерин» мааляси – это ул. Ворошилова, где живут
семьи этого рода по фамилии Киорогло. «Хуржоуларын Мааляси» – бывшая улица
Крупская, где находилась восьмилетняя школа № 5, а ныне лицей № 2. Собственно
говоря, основные здания школы № 5 ранее принадлежали семье этого рода по
фамилии Константиновы. Авторы книги связывают это название улицы с
восточнороманским антропонимом Хурджоу или Хырджоу. «Тришполи мааляси» — это
весь микрорайона города Тирасполь на месте бывшего селения Тираспо,
упоминаемого еще в 1541 г. и связанного с древним названием реки Днестр - Тира.
В этом же районе находится «Делилерин мааляси». Семья Стамовых по прозвищу Дели
жили по улице Ленина (за цыганским мостом), а на перекрестве улиц К.Маркса и
Гоголя жила семья Стамовых по прозвищу Дели Мити (моего прадеда). Вероятно, так
называлась северная часть улицы Ленина. «Шюльпен мааляси» в северо-западной части
города по версии Тукан Н.К. возможно связано с урочищем Тулпан чукуру, которое
находится за городом в сторону с. Кортен. Тогда можно предположить, что улица
Чакира (бывшая Котовского) может быть «Шюльпен мааляси». Необходимо отметить,
что часть названий улиц (Кыргыз, Шюльпен) связана с ногайским периодом селений, находившихся на
месте современной Чадыр-Лунги.
Фото 11. Рельефная карта Чадыр-Лунги. Фото из отдела архитектуры Чадыр-Лунгского района |
Таким образом, в данной статье
названы основные микротопонимы Чадыр-Лунги. Нашла подтверждения гипотеза о 7 холмах
города, названы основные водные артерии и 18 мостов, построенных в разное
время, определено местонахождение 3 старых
мостов и 10 старых улиц города. Актуальность
изучения местных топонимов не вызывает сомнений. Микротопонимы каждого
населенного пункта Гагаузии предоставляют ценный материал для этнографии,
истории и географии нашего края, и они должны изучаться и исследоваться в
учебных и научных заведениях. Наши дети узнают из
учебников о великих реках, озерах, горных массивах, больших городах, но в то же
время мало что могут сказать о родном селе, городе, улице, по которой они
ежедневно ходят, или о речке, которая там протекает. Знания о родном крае – необходимое звено
в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Пока ещё не поздно,
необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить и обозначить их для
будущих поколений, т. к. они представляют собой уникальный источник
материальной и духовной культуры гагаузского народа.
В заключении хочу отметить большой вклад
в исследование гагаузской топонимии выдающихся ученых – гагаузоведов Гайдаржи
Гавриил Аркадьевича, Дрон Иван Васильевича, Курогло Степан Степановича.
Комментарии
Отправить комментарий