Дети репрессий
6
июля, в день памяти жертв политических
репрессий в РМ десятки людей приходят в Чадыр-Лунге к памятнику, чтобы почтить
память всех пострадавших в те страшные годы, вспомнить былое, рассказать о
наболевшем: какой след оставила эта трагедия в их жизни, что им пришлось
пережить, как в дальнейшем сложилась их судьба. Сейчас это в основном те люди,
которые пережили эти трагические события в детском возрасте и страшные
отголоски этой трагедии до сих пор напоминают о себе.
Фото 1. Семья Кара Любовь Петровны из Чадыр-Лунги (сидит 3 слева, умерла в ссылке) с детьми и внуками в Казахстане. Фото середины 50-х годов ХХ в. |
В полной мере жители Бессарабии испытали массовый террор в 1941 и в 1949 гг. В в ночь с 12 на 13 июня 1941 г. в 1941 г. были арестованы 4507 глав семейств примаров и священников, помещиков и коммерсантов, представителей органов власти и партий, полицейских и военных и пр. Почти все они были отправлены в лагеря, где и погибли. Их семьи в количестве 22648 чел. были отправлены на долгие годы в далекую Сибирь (из гагаузских сел в основном в Казахстан). По минимальным данным в 1941 г. в Комрате были арестованы и сосланы 59 чел. Среди них семьи Арнаут, Балджи, Бушило, Халваджи, Кылчик, Кысса, Шамальян, Новак, Стояновы, Влах, Влайковы, Волчановы. В Чадыр-Лунге 58 чел. Среди них семьи Кара, Карайдалы, Грековы, Жейновы, Мариновы, Михальчук, Руденко, Топал. В Вулканештах 56 чел. Среди них семьи: Караян, Касиади, Доцу, Георгиевы, Греку, Иванчоглу, Онофрей, Писим.
Фото 2. Супруги Мариновы Николай и Мария с 3 детьми из Чадыр-Лунги. Двое младших детей родились в ссылке в Казахстане. Фото начала 50-х г.ХХ в. |
Самые тяжелые и долгие испытания пришлось пережить этим семьям. Вот что пишет Василиса Комарова о судьбе
своей семьи Карайдалы.
«Семья была бедная.
Домик маленький, без огорода. Моя прабабушка Федора была портнихой. Прадед
Константин был извозчиком, развозил почту на повозке с лошадью. В 1940 году его
признали «политическим». Забрали и увезли в неизвестном направлении. Потом
забрали прабабушку Прасковию с детьми: Марусей, Иванной и Иоником (родители его
называли Степой). Прабабушку Федору с детьми посадили в товарный поезд,
отдельно мужчин и женщин с детьми. Поезд шел в Казахстан. По дороге их не
кормили. Степа был самым младшим из детей, он умер от голода и холода. Его, как
и других умерших выкидывали из поезда прямо на ходу. В Казахстане поселили всех
по баракам. В одной комнате четыре угла – и в каждом женщины с детьми, без
постели. Женщины работали, кормили всех пайками, чтобы не умерли с голоду.
Прабабушка Федора свою еду Иване и Марусе отдавала…умерла от голода. Детей
увезли: Иванну отдали в трудколонию, ей было 12 лет, Марусю в детдом».
Во
время операции «Юг» 6-7 июля 1949 г. было выселено из пределов Молдавской ССР
11 293 семьи или 35 050 человек, в том числе 9 745 мужчин, 13 924 женщины и 11
381 ребенок до пятнадцатилетнего возраста. Все семьи разместили в 30 эшелонах.
Это еще одно свидетельство сути режима, две трети «классовых врагов»,
выселенных из Молдавии в 1949 году, были женщины и дети. Долгий путь в неизвестное овеял страхом все
попутчиков злополучного поезда, а ведь среди них были старики, больные,
маленькие дети. И каким же радостным была весть о том, что в пути следования
этого жуткого поезда родился ребенок. Они верили, что это хороший знак. Любовь
Михайловна Курудимова (Мераджи) родилась в этом поезде, а ее родители были
родом из Бешгиоза, сейчас она проживает в Чадыр-Лунге.
Фото 4. Мераджи Люба с мамой в Курганской области. Фото 1950 г. |
Семьи, которые попали в ссылку,
были все сплоченные. Они там, в
России, в Казахстане уже адаптировались к новым тяжелым условиям, стали
работать, строить дома, рожать детей.
Конечно, в первое время им было очень тяжело. Они там и болели, и умирали. Их очень недоброжелательно поначалу встретило местное население. Они их назвали
фашистами, бандеровцами, кулаками. Но
наши люди из Бессарабии (болгары, гагаузы,
молдаване и др.) свои трудолюбием завоевали авторитет среди местного населения
и всех их называли "молдаване". Дети подружились с местными ребятами. Но все они очень тосковали по своей родине -
Молдавии. Всеми силами стремились сюда попасть.
Не всем разрешили вернуться в родные места сразу. Они скитались в течении
ряда лет, пока не получали разрешения вернуться в свои родные села. А иногда так и
оставались жить в других селах, где осели после освобождения.
Фото 5. Михов Федор Александрович из Чадыр-Лунги (1 справа) с супругой Домной, дочерью Стефанидой, сыном Николаем в ссылке в Курганской области, пос.Чаша. Фото 1953 г. |
И вот уже время поменялось, и отношение изменилось. Т.к. это люди были трудолюбивые, целеустремленные, то уже в советское время достаточно многие из них получили образование, стали учеными, стали руководителями, стали специалистами. Только из Чадыр-Лунги родом: Губогло Михаил Николаевич – российский ученый, историк и этнолог, доктор исторических наук. Стефогло Евгений Федорович – ученый химик, доктор технических наук, Маринов Андрей Дмитриевич – директор Чадыр-Лунгского ДЭУ, Капанжи Владимир Дмитриевич - депутат Парламента РМ первого созыва, врач-психиатр и др.
Фото 6. Губогло Михаил в ссылке в Курганской области. Фото 1956 г. |
Фото7. Стефогло Евгений в ссылке в Курганской области. Фото 1954 г. |
Девушки из Чадыр-Лунги Орманжи (Маринова) Валентина Васильевна, Стамат (Новачлы) Варвара Александровна, Банару (Киорогло) Вера Ивановна, Капанжи (Михова) Стефанида Федоровна выучились и стали педагогами.
Фото 8. Капанжи (Михова) Стефанида |
Фото 9. Банару (Киорогло) Вера |
А Сибова Ксения из Комрата стала врачом, Капанжи Мария из Чадыр-Лунги - медсестрой
Фото 10. Сибова Ксения из Комрата |
Фото 11. Капанжи Мария из Чадыр-Лунги |
В
каждом времени есть хорошее и плохое.
Всегда нашим людям было очень трудно. Но каким-то образом они выживали,
возрождались и шли уже к новой жизни. В
этом и смысл жизни, в том, чтобы преодолевать трудности, узнавать
истину, узнавать правду, не пугаться этой правды, даже если может быть она
будет для кого-то неприятной и горькой.
Статья была опубликована в сокращенном варианте в 2018 в газетах "Вести Гагаузии" №№119-122 и "Знамя" № 27. Фото из архива Светланы Капанжи (ссылка обязательна)
Комментарии
Отправить комментарий