Дети репрессий


           6 июля,  в день памяти жертв политических репрессий в РМ десятки людей приходят в Чадыр-Лунге к памятнику, чтобы почтить память всех пострадавших в те страшные годы, вспомнить былое, рассказать о наболевшем: какой след оставила эта трагедия в их жизни, что им пришлось пережить, как в дальнейшем сложилась их судьба. Сейчас это в основном те люди, которые пережили эти трагические события в детском возрасте и страшные отголоски этой трагедии до сих пор напоминают о себе.

    

Фото 1. Семья Кара Любовь Петровны из Чадыр-Лунги  (сидит 3 слева, умерла в ссылке) с детьми и внуками в Казахстане. Фото середины 50-х годов ХХ в.

             В полной мере жители Бессарабии испытали массовый террор в 1941 и в 1949 гг. В в ночь с 12 на 13 июня 1941 г. в 1941 г. были арестованы 4507 глав семейств примаров и священников, помещиков и коммерсантов, представителей органов власти и партий, полицейских и военных и пр. Почти все они были отправлены в лагеря, где и погибли. Их семьи в количестве 22648 чел. были отправлены на долгие годы в далекую Сибирь (из гагаузских сел в основном в Казахстан). По минимальным данным в 1941 г. в Комрате были арестованы и сосланы 59 чел. Среди них семьи Арнаут, Балджи, Бушило, Халваджи, Кылчик, Кысса, Шамальян, Новак, Стояновы, Влах, Влайковы, Волчановы. В Чадыр-Лунге 58 чел. Среди них семьи Кара, Карайдалы, Грековы, Жейновы, Мариновы, Михальчук, Руденко, Топал. В Вулканештах 56 чел. Среди них семьи: Караян, Касиади, Доцу, Георгиевы, Греку, Иванчоглу, Онофрей, Писим. 

Фото 2. Супруги Мариновы Николай и Мария с 3 детьми из Чадыр-Лунги.
 Двое младших детей родились в ссылке в Казахстане. Фото начала 50-х г.ХХ в. 

                Самые тяжелые и долгие испытания пришлось пережить этим семьям.  Вот что пишет Василиса Комарова о судьбе своей семьи Карайдалы. «Семья была бедная. Домик маленький, без огорода. Моя прабабушка Федора была портнихой. Прадед Константин был извозчиком, развозил почту на повозке с лошадью. В 1940 году его признали «политическим». Забрали и увезли в неизвестном направлении. Потом забрали прабабушку Прасковию с детьми: Марусей, Иванной и Иоником (родители его называли Степой). Прабабушку Федору с детьми посадили в товарный поезд, отдельно мужчин и женщин с детьми. Поезд шел в Казахстан. По дороге их не кормили. Степа был самым младшим из детей, он умер от голода и холода. Его, как и других умерших выкидывали из поезда прямо на ходу. В Казахстане поселили всех по баракам. В одной комнате четыре угла – и в каждом женщины с детьми, без постели. Женщины работали, кормили всех пайками, чтобы не умерли с голоду. Прабабушка Федора свою еду Иване и Марусе отдавала…умерла от голода. Детей увезли: Иванну отдали в трудколонию, ей было 12 лет, Марусю в детдом».

Фото 3. Сотрудники Чадыр-Лунгской почты. Фото нач. 30-х годов ХХ в.
Среди них Маринов Константин (2 слева стоит), Карастан Георгий (5 слева), Карайдалы Константин (6 слева), Генов Константин (7 слева), которые были арестованы в 1941 г. и погибли в лагерях, а семьи их высланы в Казахстан. 

           Во время операции «Юг» 6-7 июля 1949 г. было выселено из пределов Молдавской ССР 11 293 семьи или 35 050 человек, в том числе 9 745 мужчин, 13 924 женщины и 11 381 ребенок до пятнадцатилетнего возраста. Все семьи разместили в 30 эшелонах. Это еще одно свидетельство сути режима, две трети «классовых врагов», выселенных из Молдавии в 1949 году, были женщины и дети.  Долгий путь в неизвестное овеял страхом все попутчиков злополучного поезда, а ведь среди них были старики, больные, маленькие дети. И каким же радостным была весть о том, что в пути следования этого жуткого поезда родился ребенок. Они верили, что это хороший знак. Любовь Михайловна Курудимова (Мераджи) родилась в этом поезде, а ее родители были родом из Бешгиоза, сейчас она проживает в Чадыр-Лунге.

Фото 4. Мераджи Люба с мамой в Курганской области. Фото 1950 г.


             Семьи, которые попали в ссылку,  были  все сплоченные. Они там, в России, в Казахстане уже адаптировались к новым тяжелым условиям, стали работать, строить дома, рожать детей.  Конечно, в первое время им было очень тяжело.   Они там и болели, и умирали.  Их очень недоброжелательно поначалу  встретило местное население. Они их назвали фашистами,  бандеровцами, кулаками. Но наши люди из Бессарабии  (болгары, гагаузы, молдаване и др.) свои трудолюбием завоевали авторитет среди местного населения и всех их называли "молдаване". Дети подружились с местными ребятами.  Но все они очень тосковали по своей родине - Молдавии. Всеми силами стремились сюда попасть.  Не всем разрешили вернуться в родные места сразу. Они скитались в течении ряда лет, пока не получали разрешения  вернуться в свои родные села. А иногда так и оставались жить в других селах, где осели после освобождения.

Фото 5. Михов Федор Александрович из Чадыр-Лунги (1 справа) с супругой Домной, дочерью Стефанидой, сыном Николаем в ссылке в Курганской области, пос.Чаша. Фото 1953 г.

            И вот уже время поменялось, и  отношение изменилось. Т.к. это люди были трудолюбивые, целеустремленные, то  уже в советское время достаточно многие из них получили  образование, стали учеными, стали руководителями,  стали специалистами.  Только из Чадыр-Лунги родом: Губогло Михаил Николаевич – российский ученый, историк и этнолог, доктор исторических наук. Стефогло Евгений Федорович – ученый химик, доктор технических наук, Маринов Андрей Дмитриевич – директор Чадыр-Лунгского ДЭУ, Капанжи Владимир Дмитриевич - депутат Парламента РМ первого созыва, врач-психиатр и др. 

Фото 6. Губогло Михаил в ссылке в
Курганской области. Фото 1956 г.

Фото7. Стефогло Евгений в ссылке в 
Курганской области. Фото 1954 г.


  Девушки из Чадыр-Лунги Орманжи (Маринова) Валентина Васильевна, Стамат (Новачлы) Варвара Александровна, Банару (Киорогло) Вера Ивановна, Капанжи (Михова) Стефанида Федоровна выучились и стали педагогами.  


Фото 8. Капанжи (Михова) Стефанида

Фото 9. Банару (Киорогло) Вера

           

  А Сибова Ксения из Комрата стала врачом,  Капанжи Мария из Чадыр-Лунги - медсестрой

Фото 10. Сибова Ксения из Комрата

Фото 11. Капанжи Мария из Чадыр-Лунги

          В каждом времени есть хорошее и плохое.  Всегда нашим людям было очень трудно. Но каким-то образом они выживали, возрождались и шли уже к новой жизни.  В этом и смысл  жизни, в том,  чтобы преодолевать трудности, узнавать истину, узнавать правду, не пугаться этой правды, даже если может быть она будет для кого-то неприятной и горькой.

Статья была опубликована в сокращенном варианте в 2018 в газетах "Вести Гагаузии" №№119-122 и "Знамя" № 27. Фото из архива Светланы Капанжи (ссылка обязательна)

Комментарии

Популярные сообщения