Первые церкви Чадыр-Лунги. История их создания, разрушения и возрождения.

 

           Когда в 2013 г. я впервые написала статью о первой церкви Чадыр-Лунги - Свято-Афанасьевской, я даже не могла предположить, что церквей во имя святителя Афанасия в истории нашего города было три. Но обо всем по порядку.

         История первых церквей Чадыр-Лунги берет свое начало еще в конце ХVIII века, когда болгарские переселенцы сначала поселились в селении Чадыр Хотырничанского цинута (ныне Леовского района) на землях помещика Бальша. Это селение еще называют Ески Чадыр. В свете последних открытий исследователей Г. Кышлалы и Л. Реулец  cтало известно, что 60 семейств обосновались в Чадыре еще в 1793 г, а в 1800 г. к ним присоединилось еще 10 семей. У жителей селения возникла необходимость иметь собственную церковь. Согласно архивным данным Афанасьевская церковь была построена в Чадыре Леовского района в 1801 г. на средства прихожан. И первым священником в вновь построенной церкви стал служить Тодор Чакир, рукоположенный в это звание 1 апреля 1802 г.  Его младший брат Захарий Чакир стал священником спустя 5 лет - в 1807 г.  На новое поселение в с.Лунга в Буджаке семейства из Чадыра стали частично переселяться еще в 1815-1816 гг. Здесь же поселились переселенцы и из селения Орак Леовского района. А уже 3 мая 1817 г. 46 семейств были приведены к присяге российскому престолу священником из селения Баурчи Софонием Корунным. А священники Тодор и Захарий Чакир присоединились к своим прихожанам позже – в 1818 г.  Сразу же по переезду жители Лунги и священники стали хлопотать о переносе церкви из сел.Чадыр в сел.Лунга. Жители Лунги избрали поверенными  оракских жителей – церковного старосту Стефана Стоянова и Григория Мунтян. Осенью 1817 г. они прибыли в Кишинев и  подали прошение на разрешение постройки в с. Лунга церкви. В этом же году было начато строительство Свято-Афансьевской церкви. Хлопоты о строительстве церкви были сопряжены с большими трудностями. Это подробно описывает  в своей работе доктор-хабилитат истории  Е. Квилинкова. В итоге, вся церковная утварь включая св.антиминс и престол была перевезена в новое поселение, ставшее со временем колонией Чадыр-Лунга.  23 октября 1819 г. благочинный Измаильского уезда подал рапорт о том, что в с.Чадыр-Лунга построена Свято-Афанасиевская церковь и просил разрешения на ее освещение. Первые священниками вновь построенной церкви во имя святителя Афанасия стали братья Тодор Димитриев Чакир (1774-1820) и Захарий Димитриев Чакир (1778-1831), которые были «из болгар, звания светского, в семинарии не обучались».  А первым церковным старостой Чадыр-Лунги был Стефан Стоянов. Во всех последующих ведомостях о церкви указано, что церковь построена в 1819 г. его «тщанием». Примечательно, что его потомки по фамилии Стефогло до сих пор проживают рядом с тем местом, где была построена первая деревянная церковь Чадыр-Лунги - между улицами Чакира и Ломоносова. Выше находилось приходское кладбище.  Чудом уцелела могила одного из первых священников -  Захария Чакир, похороненного как указано в очерке его внука,  священника Дмитрия Чакир «в церковной ограде за престолом церкви». 

Фото 1. Священник Дмитрий Чакир, внук священника Захария Чакир, автор очерка о роде Чакир, 1903 г. 
Фото из коллекции С.Капанжи

           Таким образом,   известно место захоронения священника Захария Чакир и место первой построенной в Чадыр-Лунге деревянной церкви. Хочу выразить благодарность Тукан Николаю Константиновичу, который показал мне это святое место. Соседи рассказывают, что на могиле свщенника была установлена плита, на которой  было указано, что этот крест установлен в 1877 г. сыновьями и внуками. Когда в 1972 г. взорвали Свято-Дмитриевской церковь в Чадыр-Лунге, через две недели рухнул большой каменный крест на могиле Захария Чакир и с тех пор могила одного из первых священников Чадыр-Лунги  находится в таком плачевном состоянии.

Фото 2. Могила священника Захария Чакир в Чадыр-Лунге во дворе частного дома по пер.Школьный.
 Фото из архива С.Капанжи

        В церковной ведомости за 1830 г. было указано, что здание церкви на каменном фундаменте, она деревянная и крепкая. В этой же ведомости написано, что  в Свято-Афанасьевской церкви служат два священника: Захарий Дмитриев Чакир и Василий Железов Чакир (дед просветителя Михаила Чакир), которые были двоюродными братьями. Василий Чакир (1795-1945) стал священником в этой церкви в 1821 г. после смерти первого священника Тодора Чакир. По данным Д.Чакир в 1840-1855 гг. в церкви служил священником    Георгий Мураневич.

           Церковь до 1860 была трехклирная, т.к. в ней служили 3 священника. Это было связано с тем, что приход с. Бешгиоз был также  причислен к сей церкви. В ведомости о церкви за 1860 г. указана, что она двухклирная,  зданием деревянная, на каменном фундаменте, крепкая, колокольня при ней на четырех столбах, валькована, т.е. обмазана материалом из глины с примесью соломы. По данным за 1852, 1856, 1860 гг. в Свято-Афанасьевской церкви служили  и другие представители рода Чакир. С 1845 г. 2-й Священником служил Георгий Захариев Чакир (1815-1873), а с 1851 г. 1-й Священником  Георгий Федоров Чакир (1813-1885). Заслуга этих   священников состоит в том, что при их служении стали ходатайствовать о  строительстве в Чадыр-Лунге новой каменной церкви. Ввиду того, что прежняя церковь была небольших размеров, а население Чадыр-Лунги увеличилось -  с 46 семей в 1817 г. до 187 дворов в 1860 г. и составило уже 1466 чел., было решено строить новую церковь. В 1860 г. по благословению Архиепископа Антония было начато строительство нового здания Свято-Афанасьевской церкви на средства прихожан. В 1867 г. при участии многих священнослужителей и прихожан, в т.ч. и из окрестных сел церковь была освещена благочинным Елиферием Георгиевым Григорьевым - Настоятелем Успенской церкви с. Комрат.

    К 1890 г. Штат церкви значительно уменьшился (она стала одноклирная) и среди священнослужителей церкви уже не было представителей рода Чакир. Причт церкви состоял из одного священника -  Андрея Гинкулова и одного псаломщика, дьякона Константина Бачинского. Церковный староста в этот период - Парамон  Маринов  и служил он «в сей должности на трехлетие по выбору». А.Гинкулов прослужил в этой церкви 25 лет в период 1872-1897 гг. В 1898-1903 гг. в церкви служил священник Михаил Стадницкий, который умер 1 мая 1903 г. в возрасте 45 лет от чахотки и был похоронен в церковной ограде. По данным «Anuarul Eparhiei Chișinăului și Hotinului», изданной в Кишиневе в 1922 г в Свято-Афанасьевской церкви с 1903 г. служил священником-настоятелем Федор Петрович Лисевич – 1854 г.р., окончивший  4-классную румынскую семинарию, на службе с 1880 г.  Прослужил он  в этой церкви до 1927 г., умер в 1930 г.

Фото 3. Похороны в Чадыр-Лунге, 1925 г. Справа священник Теодор Лисевич,
 слева дьякон Ион Молявин. Фото из коллекции С.Капанжи

        Второй священник  по данным   доктор-хабилитат истории Е.Квилинковой - Ермоген Телеуца, русский, родился в 1849 г., окончил Кишиневскую духовную семинарию (КДС)  в 1869 г. С 1874 г. был священником в  с.Ивановка Аккерманского уезда. В 1903 г. был перемещен священником в Чадыр-Лунгскую церковь. В 1911 г. он был назначен священником вновь построенной  Свято-Димитриевской церкви, в которой прослужил до конца жизни (умер 16.11.1921 г.).

Фото 4. Похороны в Чадыр-Лунге, ок.1907-1908 г. у здания Свято-Афанасьевской церкви.
 В центре предположительно дьякон Константин Бачинский и священник Ермоген Телеуца.
Фото из коллекции С.Капанжи

   С  1903 г. до момента разрушения в 1941 г.  в  Свято-Афанасьевской церкви служил псаломщиком дьякон Иван  Владимирович Молявин, молдаванин, окончивший 4 класса духовного училища. Он был арестован 24 июня1941 г. как " социально опасный элемент" и препровожден в Иркутскую тюрьму. Здесь он был осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет ссылки в Красноярский край по 58 статье за антисоветскую агитацию. Реабилитирован 22 февраля 1993 г.

Фото 5. Дьякон Свято-Афанасьевской церкви Ион Молявин в Иркутской тюрьме. Фото НАРМ

             В межвоенный период с 1928 г. по 1940 в Свято-Афанасьевской церкви служил священник (по румынски preot) Думитру Кройтор, который родился в 1874 г., в 1897 г. окончил КДС, а в 1910 г. был определен в приход с. Гайдар, где прослужил 15 лет. Затем его перевели в Чадыр-Лунгу. В военный период 1941-1944 г. его имя также  фигурирует в документах примарии Чадыр-Лунги.

           К сожалению,  участь сей церкви была печальна. 132 года верой и правдой прослужила она жителям Чадыр-Лунги. Спустя годы в июле 1941 г.  она была взорвана советскими солдатами  при отступлении частей Красной Армии на восток, т.к. в ней находилось  много боеприпасов. Это же подтверждают и данные, содержащиеся  в отчете Примара Чадыр-Лунги капитана Иона Дерсидан от 27 апреля 1942 г. о том, что здание церкви разрушено большевиками. Об этом же пишет исследователь А.Брега в своей статье о Чадыр-Лунгских церквях, используя другие источники. При церкви было два дома, в которых проводились   религиозные службы вплоть до строительства на этом месте уже в советский период в 50-х годах Дома культуры.

          Население Чадыр-Лунги продолжало  увеличиваться. Если в 1890 г. в ней проживало  2473 чел., то по данным за 1908 г. население  села составляло уже 4450 чел. Назрела необходимость в строительстве еще одной церкви, т.к. действующая  была мала для такого количества населения, особенно в праздничные дни. Состоявшееся  4 января 1908 г. собрание местного общества приняло мирской приговор. В нем они просили разрешить построить церковь в другой части села под названием «Тришполи» и осуществить для этого сбор средств. В 1908 г. на имя епархиального начальства поступило прошение от настоятеля Св.Афанасиевской церкви Федора Лисевича и поселян Дионисия Генова и Петра Кулева с просьбой прислать епархиального архитектора. Закладка новой церкви и освещение места состоялось уже 3 мая 1908 г.  До этого был создан комитет в составе 12 чел. Решено было будущую церковь строить во имя Святого Дмитрия «в честь односельца нашего Димитрия Ив.Кусурсуза, пожертвовавшего на этот предмет 1000 руб».  Благочинный совет в своем письме так характеризовал ее: «новая церковь  построена в лучшем стиле, отличающимся в округе в ряду остальных церквей своим изяществом и благолепием, получила такой вид благодаря исключительной энергии священника Ф.Лисевича». 30 октября 1911 г. церковь освятил благочинный П.Попович.

Фото 6. Свято-Дмитриевская церковь Чадыр-Лунги в районе Тришполи в межвоенный период. Фото из архива С.Богач

          Но церковь стала работать только в 1912 г., т.к. почти полгода длилась тяжба между священниками о целесообразности разделения прихода. По данным метрических книг с 1912 г. в Свято-Афанасьевской церкви служили Федор Лисевич и псаломщик Иван Молявин, а в Свято-Дмитриевской – Ермоген Телеуца и псаломщик Василий Полянский. С 1916 г. стал служить в новой церкви сын священника Константин Телеуца, который родился в 1889 г., окончил Кишиневскую духовную семинарию в 1911 г. и в тот же год поступил в Психо-неврологический Институт в г. С-Петебурге. Прослужил он в Свято-Дмитриевской церкви  до лета 1944 г.

Фото 7. Похороны в Чадыр-Лунге, 1944 г. Справа священник Константин Телеуца, слева дьякон Василий Полянский. Фото из архива С.Капанжи

       В послевоенное время Свято-Дмитриевская церковь продолжала функционировать. Священником в ней служил Петр Мокан. По воспоминаниям жителей Чадыр-Лунги при церкви действовал хор. Многие чадыр-лунгцы венчались в церкви и крестили своих детей.

Фото 8. Священник Петр Мокан, его супруга, прихожане и хор Свято-Дмитриевской церкви Чадыр-Лунги, 1950 г.
Фото из коллекции А.Василиогло

             В начале   60-х годов возобновилась борьба с религией. Был принят ряд постановлений ЦК КПСС, среди которых и постановление от 13 января 1960 г.  «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах». По всей стране массово закрывались и разрушались церкви. Не избежал этой участи и единственный храм Чадыр-Лунги. В 1962 г. он был закрыт. А 9 марта 1966 г. на заседание Чадыр-Лунгского исполкома райсовета депутатов трудящихся выносится вопрос «Об отводе земельного участка под строительство Дома культуры на 600 мест». На заседание райсовета от 14 мая этого же года уже рассматривается вопрос  «О сносе церкви г.Чадыр-Лунга». Но для этого необходимо было разрешение Совета Министров МССР и поэтому на долгих 6 лет решение этого вопроса повисло в воздухе. Даже рассматривалась возможность  реконструкции здания церкви с объединением ее в единый архитектурный ансамбль со строящимся клубом на 600 мест. По данным краеведа Ф.Кыльчик из с. Казаклия,  жители Чадыр-Лунги надеялись и просили власти открыть церковь, но те объявили им, что вскоре там начнутся реставрационные работы. А 11 сентября 1972 г. церковь неожиданно была взорвана солдатами. Он был очевидцем этого взрыва. По его словам вся улица Ленина была оцеплена, прогремел сильный взрыв и от церкви остались лишь обломки. Хотели уничтожить и основание храма, но «воли Господней не было». На месте храма сейчас установлен памятник уроженцу Чадыр-Лунги священнику Михаилу Чакир, а во дворе церкви  был построен Дом культуры, который действует и поныне.       

Фото 9. Участники VIII Чакировских чтений Романова С.Я. и Капанжи С.Н. у памятника М.Чакир. На этом месте была расположена Свято-Дмитриевская церковь, взорванная в 1972 г.
Чадыр-Лунга 26.04.2018 г. Фото из архива С.Капанжи

               Таким образом, история первых 4 церквей Чадыр-Лунги насчитывает 220 лет. История каждой из них уникальна. К сожалению, ни одна из них не сохранилась, несмотря на то, что в соседних селах церкви не были разрушены. Всего в Гагаузии в период советской власти было уничтожено 6 храмов, в т.ч. 2 из них в Чадыр-Лунге. И лишь в конце 80-х годов ХХ в. началось восстановление храмов города, которое продолжается и по настоящее время. Так по инициативе священника Дмитрия Киорогло и жителей города в 1989 г. был заложен Свято-Дмитровский храм на краю города. В 2000 г. Дмитриевский храм из приходского был превращен в монастырский. А рядом с тем местом, где стояла Свято-Дмитриевская церковь, взорванная в 1972 г., спустя 25 лет решено было строить ее копию, посвятив храм в честь Казанской Иконы Божией Матери. Десять лет собирали деньги на строительство нового храма и 21 июля 2008 г. он был освящен. Справедливость восторжествовала и в отношении Свято-Афанасьевской церкви. 6 декабря  2012 г.  было принято решение городского Совета о возрождении первого храма нашего города.  Недавно уже муниципальный Совет дал разрешение на строительство часовни рядом с тем местом, где действовала в 1867-1941 гг. каменная (третья по счету) Свято-Афанасьевская церковь.

 



Комментарии

Популярные сообщения