Старый дом: любовь и разлука

На маленькой улице в центре Чадыр-Лунги когда-то располагался красивый каменный дом, который я  неоднократно посещала со своей бабушкой. Дом этот имел свою удивительную историю, рассказы о нем сопровождали меня с детства. Соединив семейные легенды и тайны, воспоминания и фотографии, сегодня пришел мой черед рассказать историю старого, разрушенного, уже исчезнувшего дома, а также  истории его обитателей, в жизни которых сплелись предательство и смерть, нищета и богатство, любовь и разлука.

Фото 1: Строительство дома Манастырлы Д.В., Чадыр-Лунга, 1931 г.

Дмитрий Манастырлы: первенец, солдат и чорбаджи

Дом принадлежал старшему брату моей бабушки - Манастырлы Дмитрию Васильевичу (уличное прозвище Тодурка Мити). Он родился 26 октября 1891 г. в семье Манастырлы Василия и Анастасии, в которой помимо него родилось ещё 8 детей.

Во всем и всегда Дмитрий был советчиком и первым помощником в семье на правах старшего брата. Моя бабушка была младшим ребенком в семье и почтительно называла Дмитрия «батю». Никогда не забуду его умные проницательные глаза.

Дмитрий женился рано. В 1912 г. 11 ноября в Свято-Афанасиевской церкви Чадыр-Лунги состоялось венчание Манастырлы Дмитрия Васильевича и Мариновой Иванны Константиновны, обоим на тот момент исполнилось 21 год. Таинство венчания совершил священник Феодор Лисевич и псаломщик Ион Молявин. Поручителями по жениху выступили Николай Кусурсуз и Афанасий Киороглу, а по невесте – Петр Кристев и Георгий Капанжи.

В апреле 1914 г. Дмитрий отбывал учебный сбор как ратник государственного ополчения 1 разряда. С началом Первой мировой войны в августе 1914 г. стали призывать на войну и ратников, Дмитрия забрали на фронт. Потом он попал служить в 497 Белецкий полк, который был сформирован в июле 1915 г. из Бессарабских дружин государственного ополчения. Полк участвовал в Луцком сражении и Брусиловском прорыве. В мае 1916 г. Дмитрий Манастырлы заболел малокровием и оказался вначале в госпитале Киева, а потом его направили в госпиталь Казани, откуда 20 июля 1916 г. он был уволен в отпуск. Неизвестно, вернулся ли он в дальнейшем в свой полк.

Фото 2: Дмитрий Манастырлы (в центре) и его друзья - участники ПМВ 1914-1918 гг.

        10 марта 1915 г., когда Дмитрий был на фронте, у них с супругой родилась дочь Стефанида, которой суждено будет сыграть важную роль в нашей семье. Она была не только племянницей моей бабушки, но и ее близкой подругой.

А через два года 14 апреля 1917 г. в семье Дмитрия родился сын Александр. Стефаниду крестила Анна, дочь Ильи Иванова Манастырлы, а Александра - сам Илья, который приходился троюродным братом отцу Дмитрия – Василию Федоровичу Манастырлы. Молодые жили с родителями Дмитрия одной большой и дружной семьей по нынешней ул. Горького в центре Чадыр-Лунги и занимались земледелием. В дальнейшем Дмитрий занялся и овцеводством.

Как строили котельцовый дом с колоннами и черепичной крышей? 

Как старшему сыну Дмитрию надо было думать и о собственном жилье. Тем более, что средства для этого были. Моя мама рассказывала, что поголовье его овец насчитывало свыше 300 голов.  

И вот решено строить новый дом. Дом этот был необычный, не из саманного кирпича, как было принято строить жилища в Чадыр-Лунге, а  каменный котельцовый, покрытый черепицей. Размер дома составлял 11х8 метров, площадью 88 кв.м.

Судя по внешнему виду дома, выдержанному в одном стиле, можно предположить, что постройка осуществлялась по заранее разработанному проекту. Каждое из высоких окон дома было оформлено каменным узором, такие же узоры присутствовали на колоннах дома, а над окнами и парадной дверью были выбиты кресты из камня.

Откуда привезли камень, кто были строители – неизвестно. Наверняка помогали и родственники. Сохранилась уникальная фотография строительства этого дома, на которой изображены строители, семья Дмитрия и  дети родственников и соседей.

В 1931 г. дом был построен. Он стал одним из красивейших домов Чадыр-Лунги, расположенных рядом с базаром. Уже позднее, в советский период, многие фотографировались на фоне этого дома, т.к. неподалеку у входа на рынок находилось фотоателье, и в качестве фона для фотографий часто выбирали этот дом.

Фото 3: Моя мама Стефанида (справа) приехала из Сибири  навестить семью дяди Мити,
 Чадыр-Лунга, 1956 г.

Королева бала и покойница в свадебном платье: трагедия Стефаниды

Фото 4: Манастырлы Стефанида (1915-1936)

Затем в жизни Дмитрия и его семьи наступили трагические события, предопределившие его судьбу.

Старшая дочь Стефанида или как называли ее любя Фаня, обучалась сначала в Чадыр-Лунгской гимназии. В 1929 г. ее отец был членом школьного сообщества гимназии.  

Она была не только умной, но и привлекательной девушкой. И вот наступил выпускной бал. Стефанида была признана самой успешной и красивой выпускницей гимназии. У нее было много поклонников и среди них парень родом из Конгаза, из очень богатой семьи.

Фото 5: Выпускной бал в гимназии. 1936 г. Манастырлы Стефанида - 1 ряд справа

Дочь Дмитрия выбрали королевой бала, но вскоре произошла трагедия. Семейная легенда рассказывает, что подруга и соседка Стефаниды, приревновав ее к успеху и к поклоннику, незаметно подбросила в ее бокал отраву.

На следующий день девушке стало так плохо, что отец отвез ее к врачам, сначала в немецкое поселение Тарутино, а затем и в Галац. Немецкие и румынские врачи были бессильны - сильнейший яд разрушал молодую девушку, которая через 40 дней, 18 июня 1936 г., скончалась. Ей было всего 21 год.

Хоронили Стефаниду по давнему обычаю в наряде невесты. На похороны пришли все родственники, одноклассники, друзья и даже предполагаемая отравительница. Горе родителей было так безутешно, что, когда моя бабушка забеременела долгожданным ребенком, жена Дмитрия Иванна прибежала и, стоя на коленях перед ней, умоляла назвать будущего ребенка именем ее рано ушедшей дочери.  

Фото 6: Похороны Манастырлы Стефаниды, Чадыр-Лунга 1936 г.

Какой выкуп потребовали за самую богатую невесту Чадыр-Лунги?

После смерти дочери семья не сразу оправилась от горя. Но жизнь продолжалась, и вот уже сын Дмитрия Александр или Санди надумал жениться. А приглянулась ему самая красивая и богатая девушка Чадыр-Лунги – Любовь Кара.

Ее родителями были Кара Иван Степанович и Варвара Саввовна, в девичестве Кусурсуз. Отец принадлежал к богатому роду земледельцев по прозвищу Кара Пателей, а мать была старшей дочерью Кусурсуз Савелия – самого богатого человека Чадыр-Лунги.

Для того чтобы выдать замуж молодую Любовь, в Чадыр-Лунге был объявлен своего рода конкурс женихов и победу в этом конкурсе одержал Александр, который обладал мужским обаянием и привлекательностью.

Но за невесту родители потребовали большой выкуп – 29 золотых монет. Такого количества у отца жениха не было, но сын настоял: «бул бана».  И выкуп был представлен в полном объеме.

Свадьба была назначена на 5 ноября 1938 г. Невеста была в красивом белом гагаузском наряде, а на ее груди в три ряда гордо красовались все 29 больших золотых монет, по-гагаузски называемых лифтами.    

Жених был в строгом костюме, что тоже довольно необычно для того времени. Играл духовой оркестр. Вся Чадыр-Лунга сбежалась посмотреть на красивых молодоженов.

Жениху было 21 год, а невесте 17 лет. Посаженными родителями, по гагаузски "саадычами" на свадьбе были дальний родственник Манастырлы Николай (из рода Иличу) и его супруга Евдокия. Свадьбу сыграли в новом доме Дмитрия Манастырлы. Столы ломились от явств. На следующий день веселье было продолжено. Родственники невесты приехали на автомобиле, принадлежавшем семье Кусурсуз, для совершения обряда «татлы ракы» и кормления невесты. В дальнейшем у Александра и Любови родилось четверо сыновей: двое Николай и Илья - в Чадыр-Лунга и еще двое в Румынии.

Фото 7: Свадьба Манастырлы Александра и Любови, Чадыр-Лунга, 5 ноября 1938 г.

Он жил в своем дворе, но не в своем доме

В 1944 г. Александр со своей семьей был вынужден покинуть родину, они эмигрировали в Румынию. После их отъезда в этом же году умирает жена Дмитрия Васильевича - Иванна Константиновна.

                        Фото 8: Похороны 1 жены Манастырлы Дмитрия Иванны, Чадыр-Лунга, 1944 г.

Он тоже собрался уехать в Румынию, перегнал туда стадо овец, вернулся за вещами и тут закрыли границу.

Человек остался совершенно один, и в 54 года он женится во второй раз на уроженке села Баурчи Федоре Николаевне, 1903 г.р. которую в дальнейшем называли «Иванна-булю».  Вскоре у них рождается сын Дмитрий. Дмитрий Васильевич с новой семьей продолжает жить в своем доме.

Фото 8:  Манастырлы Дмитрий  со 2  женой Федорой (Иванной) и племянниками Фаней и Колей 
у парадного входа своего дома. Чадыр-Лунга, 1945 г.

Однако весной 1946 г. семью Манастырлы Д.В. отнесли к числу кулаков и советские власти потребовали в двухдневный срок освободить дом.

Им не оставалось ничего другого, как отремонтировать свои сараи и переселится в них. А в его дом вселили семьи сотрудников милиции.

Так Дмитрий Васильевич, имевший все и почти все потерявший, прожил оставшуюся жизнь в своем дворе – тихий, добрый человек, никому не сделавший зла. Каким нужно было обладать смирением и покорностью, чтобы каждый день видеть свой дом и понимать, что тебе это уже не принадлежит?  

Но он жил в мире и согласии со своими соседями. Сын и внуки приезжали из Румынии проведать его. Он крестил и венчал многих своих родственников, которые его очень уважали и любили. В его жизни были, как и у всякого человека, свои взлеты и падения, но счастливая жизнь осталась навсегда в прошлом. Он тихо ушел 21 сентября 1976 г.

Фото 10: В кругу родственников. Во дворе своего дома, 1961 г.  Приезд сына Александра из Румынии (во 2 ряду второй слева). Сидят слева направо: моя бабушка Домна, ее брат Дмитрий Манастырлы, его жена Федора (Иванна), мой дедушка Федор

В 1993 г. его сын Дмитрий через суд добьется признания факта политических репрессий в отношении своего отца и спустя 17 лет попытается вернуть стоимость незаконно конфискованного имущества. Но, увы, власти так ничего и не вернули.

Дом Манастырлы Дмитрия, построенный им в 1931 г., был разобран, и к 1990 году его уже не было.

Этот и другие дома были снесены ввиду того, что после строительства стадиона и дороги по ул. Чеканова, все дома по этой улице затапливались. Остались лишь фотографии и воспоминания об этом доме и об этой гагаузской семье.

        Уже исчезнувший старый дом оказался способен многое рассказать нам о своем прошлом и о прошлом своих обитателей. ©

Светлана Капанжи, исследователь истории края

Комментарии

Популярные сообщения