Русские судьбы
РУССКИЕ СУДЬБЫ
на примере села Чадыр-Лунга Бендерского уезда в первой половине ХХ века
Занимая в структуре
населения Бессарабии четвертое место в начале ХХ века, русские проживали не
только в русских селах, но и совместно с другими народами в разных городах и
селах Бессарабии. По данным переписи населения, проведенной в Российской
империи в 1897 г., численность русских составляла 155,8 тыс. человек или 8,1 % от
численности населения Бессарабской губернии.
В результате массовой
миграции населения, естественного прироста, причисления некоторых украинцев к
русским, русское население Бессарабии к 1930 г. увеличилось в 2 раза по
сравнению с данными переписи 1897 г. и составило 351.9 тыс. человек.
В этом же году в
Бендерском уезде их численность составила 44.5 тыс. человек, из которых треть
проживала в г. Бендеры, остальные в сельской местности. Необходимо отметить,
что значительные группы русских и украинских крестьян поселились на юге
Бессарабии еще в начале XIX века, часть из
которых составляли многочисленные кланы старобрядцев различного толка.
В.А. Мошков в
своих работах приводит данные о поселении русских среди гагаузов и о об имевшем место факте их
ассимиляции последними.
Не стала исключением и с.Чадыр-Лунга Бендерского уезда, где еще с середины XIX века русские проживали совместно с гагаузами и
другими народами.
В Чадыр-Лунге
местное население называло их «кацапами» или «липованами». Жили они в
определенной части села и селились рядом друг с другом. Известно, что такими
районами были участки улиц Буджакская и Маяковская.
По данным
статистического ежегодника Dicționarul statistic din Basarabiei, изданного в 1923 г., в Чадыр-Лунге
была «липованская» церковь, которой больше нигде в близлежащих селах
Комратского и Чадыр-Лунгского района не отмечено. Но найти данные о ней, о ее
местонахождении пока не удалось.
Некоторые
потомки русских в Чадыр-Лунге: Черногор Н.Т., Пташникова Л.С. вспоминают, что
собирались для моления в каком-то доме. Это совпадает с данными о том, что у
старообрядцев при отсутствии церкви действовали домовые молельни.
Табак И.В. в своей книге «Русское население Молдавии» пишет о том, что в Чадыр-Лунге и Дезгинже проживали и беглопоповцы. Это те старообрядцы, которые принимали к себе перебегавших православных священников, их еще называли лужковцами.
Доктор
истории Душакова Н.С. указывает, что, согласно сведениям, сохранившимся в
архиве Мазаракиевской церкви (г. Кишинев), в Чадыр-Лунге проживали
старообрядцы-поповцы, относившиеся к белокриницкому согласию. После 1940 г.
здесь действовало добровольно организованное для совершения религиозных обрядов
«Общество верующих старообрядцев Храма Успения села Чадыр-Лунга Кагульского
уезда».
Некоторые
публикации дают возможность проследить динамику численности русского населения
в Чадыр-Лунге на протяжении свыше 180 лет. Но большинство сведений о русских
конца XIX и начала ХХ века являются косвенными и касаются их
конфессионального состава.
В 1827 г. в колонии Чадыр-Лунга проживало всего 150 семей с общей численностью 865 чел. (86 % болгары), из них только 1 семья малороссов из 6 чел.
В 1893 г. в с. Чадыр-Лунга
Аккерманского уезда проживало 19 лужковцев, которые прибыли на юг Бессарабии из
различных слобод Черниговской губернии, преимущественно из слобод Стародубского
уезда. В материалах Бутовича есть данные о том, что в Чадыр-Лунге в 1907 г. проживало
47 великороссов-староверов, что составляло 1 % от численности всего населения. По
справочной книге Кишиневской епархии на 1915 г. в Чадыр-Лунге численность
раскольников составила 52 чел. и это была треть от всех староверов,
проживавших в болгарских и гагаузских селах Бендерского уезда.
Первые данные о национальном составе Чадыр-Лунги представлены в отчете Примара Афанасия Кулева по состоянию на 7 сентября 1939 г., из которых следует, что в Чадыр-Лунге проживало 8661 человек, из них русские составляли 121 чел. или 1,4 % от общей численности. Вероятно в это число входили и украинцы, которые не были выделены в отдельную группу.
Уже в советский период численность русских в Чадыр-Лунге значительно возросла за счет военных и других специалистов различного профиля, которые стали прибывать сюда в послевоенные годы. По данным переписи 1989 г. численность русских в Чадыр-Лунге составляла 2473 чел. или 10,8 % от всего населения.
И в современной
Молдове по данным переписи 2014 г. удельный вес русских в Чадыр-Лунге продолжает
оставаться высоким – 1134 чел. или 6,6 % от общей численности населения, хотя в
абсолютном выражении численность русских за 25 лет уменьшилась в 2 раза.
В книге
регистрации жителей Чадыр-Лунги за 1928-1942 гг. есть сведения о 80 семьях, главы
которых были русскими или украинцами и проживали здесь в разные годы. Всего эти
80 семей включают 426 человек или средний состав семьи составлял чуть более 5
чел.
Главы русских и
украинских семей были проанализированы по месту и году рождения и по профессии.
Из 80 человек большинство глав семей 17 человек или 21 % родились в Чадыр-Лунге
и среди них Спиридонов Илья (1866 г.), Петигин Григорий (1868 г.), Махоткин Степан
(1870 г.), Дамаскин Дмитрий (1874 г.), Фомичев Григорий (1875).
Многие семьи прибыли
в Чадыр-Лунгу из Измаила – 15 семей или 19 %. Это семьи Пашкиных Кондрата,
Тимофея и Федора, Ребицкого Никиты, Душакова Федора, Решетникова Ефтения,
Клочкова Михея и др.
Также 10 семей
прибыло из Болграда: Родионовы, Богомоловы и пр. Кроме этого, из таких мест, как
с. Плоское, Карамарин, Татарбунар, Тарутино, Муравлевка Одесской области, а
также из Украины без указания места рождения прибыло 23 семьи или 29 %, из других сел Бессарабии
– 8 семей, из России - 3 семьи.
Профессии у глав семей были самые различные, но больше всего было коммерсантов - 18 человек (Фомичевы, Махоткины. Разумовы, Руденко, Колесниковы и др. ). Многие русские еще с царских времен занимались торговлей, а в межвоенный период число коммерсантов увеличилось. Много было среди русских рабочих - 8 человек (Гибенко, Клочковы, Кутасевич и др.), земледельцев - 7 человек (Киктевы, Дамаскины, Спиридоновы, Смирновы и др.), бубличников (булочников) - 6 человек (Ребицкие, Пашкины, Душаковы и др.).
Занятых в интеллектуальной сфере среди русского населения Чадыр-Лунги в межвоенный период было не так много. В основном это были приезжие, которые по разным причинам оказались в Чадыр-Лунге в этот период или высококвалифицированные специалисты. Среди них врач Кулева Наталья Ивановна (ее называли «Кулевша»), которая вышла замуж за уроженца Чадыр-Лунги Кулева П.Н. В 1949 г. семья была выслана в Курганскую область, где муж ее скончался, а она после окончания ссылки уехала к дочери в Румынию. Служащими в межвоенный период работали Алексейчук Григорий и Савицкий Фотий, директором банка был Овчинников Андрей. Механиками работали Безуглов Сергей, Саркизов Павел, Мельниченко Павел.
Самой старшей из
жителей Чадыр-Лунги на момент румынской переписи была Фролова Ульяна, 1851 г.р., которая родилась в России. В ежегоднике
«Вся Россия» за 1902 г. Фролова Ульяна Макаровна указана в числе торговцев
различными товарами в с.Чадыр-Лунга.
Помимо этого, в
межвоенный период проживала семья ее сына Фролова Никон Васильевича, 1874 г. ,
который был столяром.
В Чадыр-Лунге
жили два брата - Семен и Гурий Дмитриевичи
Разумовы. Семен родился в Чадыр-Лунге в 1890 г., Гурий в с.Девлет-Агач в 1891
г., а корни их из Черниговской губернии. Занимались братья коммерцией, Гурий
продавал галантерейные товары. Семья у Семена и его жены Анны была большая: 5
сыновей и 3 дочери. Анна была тоже русская из рода Дерюгиных. Семен, его жена Анна и ее мать скончались во время голодовки в 1947 г. Гурий Разумов
воевал в ПМВ в 1914-1918 гг., а после войны женился на Марии, русской из
Чадыр-Лунги, детей у них не было. После войны они работали в своем подсобном хозяйстве.
Дом
Фомичева Г.С., в котором располагался горсовет, архив и ЗАГС Чадыр-Лунги. Фото 60-х годов |
Фомичев Г.С. как
один из самых богатых людей Чадыр-Лунги 13 июня 1941 г. был арестован. Ему было предъявлено обвинение по Статье 58,
п.13 Уголовного Кодекса РСФСР «Активная контрреволюционная деятельность при
царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны».
На чем были основаны обвинения против Фомичева Г.С.? В том, что до 1917 г. он содержал вместе со своим братом Сысоем
Семеновичем большой оптовый железно-бакалейный магазин, в котором работало до
15 наемных служащих.
Помимо этого,
братья имели в собственности до 500 га земли в селах Албота и Карболия
Кагульского района. Но после аграрной реформы 1922 г. у них было изъято 300 га
и оставлено по 100 га. По данным за 1931 г. он также числился владельцем
мельницы. Впоследствии Георгий Семенович большую часть своей земли продал,
мельница не работала, и он жил от дохода своей недвижимости.
Органы НКГБ
Чадыр-Лунги характеризуют его как крупного помещика, но по свидетельству его правнучки
Дарий Н.И., он был купцом первой гильдии. А купцы этого звания имели право
торговать не только внутри, но и вне государства. 20 декабря 1941 г, находясь в
заключении в Ивдельлаге (Свердловская область), Фомичев Г.С. скончался. Его
сыновья Павел и Иван также были подвергнуты репрессиям в 1949 г., другой сын
Аристарх в 1938 г. выехал в Румынию. В Чадыр-Лунге проживали и другие Фомичевы.
Фомичев Антон Семенович, 1884 г.р., который был бондарем. Фомичева Евдокия, вдова Фомичева Родиона,
проживала в Чадыр-Лунге с 12 детьми, но все дети были рождены в Казаклии,
вероятно и муж был оттуда, потому что там тоже жили Фомичевы.
Одним их крупных коммерсантов Чадыр-Лунги был Ребицкий Никита Денисович, который родился в 1885 г. в г. Измаиле. В Чадыр-Лунгу приехал в начале ХХ века, потому что 4 из 5 его детей родились в Чадыр-Лунге. Был он старообрядцем и здесь все считали его русским. Он одним из первых открыл пекарню, в которой выпекали разнообразные бублики и пряники. Дом его сохранился и находится по ул. Маяковского, там сейчас располагается охранная служба. Помимо этого он имел магазин в центре Чадыр-Лунги по ул. Ломоносова и 3 га виноградников.
Интересные факты о нем сообщила Люленова М.С., отец которой был близким другом Ребицкого Н.Д. Оказывается он с женой венчал родителей Марии Степановны, которые были православными, и крестил их детей именами своих детей Марии и Клавдии.
В 1940 г. Ребицкий с воодушевлением
встретил Советскую власть, но его имущество было национализировано, а сам он
арестован 12 июля 1941 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. Он
был обвинен по статье 58 п. 4 УК РСФСР «Помощь, оказываемая международной
буржуазии в осуществлении враждебной деятельности против СССР». Его обвинили
также в принадлежности к царанистской партии, в участии в выборах от этой
партии и в использовании наемного труда. В материалах дела указано, что по
национальности он поляк.
Ребицкий Н.Д. был осужден на 5 лет лагерей. Сначала он находился в Томской тюрьме, потом был переведен в тюрьму г.Мариинск Новосибирской области. Здесь он заболел, почти лишился зрения, жена приехала и выходила его. Они вернулись на родину - в Бессарабию и поселились в г. Болград, а дети с семьями выехали в Румынию.
Ребицкий
Н.Д. с детьми. Чадыр-Лунга, 1926 г.
Причины миграции русского населения в Чадыр-Лунгу в межвоенный период были самые различные. Это и переезд в поисках работы и места жительства, переезд по семейным обстоятельствам. Была еще одна причина для миграции русского населения. После установления Советской власти в России, многие участники белого движения эмигрировали, в т.ч. и в Бессарабию, где проживало много русских. В основном это были офицеры и солдаты Белой армии, кулаки, лишившиеся имущества в результате коллективизации и др. В этот период в Чадыр-Лунгу прибыли следующие беглецы из СССР:
- Михаил Иванович Давыдов, 1890 г.р., родился в дворянской семье, уроженец г. Ряжска Рязанской области.
После окончания Университета в 1915 г. был мобилизован. Служил в чине подпоручика 59 пехотного Люблинского полка в годы ПМВ 1914-1918 гг., затем служил офицером в Деникинской армии. В Бессарабию приехал в 1921 г., поселился в с.Татар-Бунар, где держал гастрономическую лавку. В 1929 г. переехал в Чадыр-Лунгу и устроился на мельницу Кусурсуз С. бухгалтером, где проработал до 1938 г., затем занимался здесь же мелкой торговлей. 28 июня 1941 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58, п.13 УК УССР). Умер 18.11.1941 г. до суда в тюрьме Иркутской области.
Коммерсант Давыдов М.И. (1890-1941) |
- Ипатий Алексеевич Орлов, 1873 г.р. бывший кулак, уроженец с. Плоское (ныне с.Великоплоское Балтского района Одесской области Украины).
Имел в собственности 5 пар лошадей, 30 десятин земли, 2 постоянных и 15 сезонных работников. По показаниям в деле, в гражданскую войну воевал в банде Батурина и Пукалова. В 1931 г. вместе с женой нелегально перешел границу по реке Днестр и поселился сначала в с. Казаклия, а потом в Чадыр-Лунге. Здесь он работал поденно на разных работах и торговал семечками. Ранее нелегально перешли границу его сыновья Прокопий и Максим. Максим Ипатьевич Орлов жил в Чадыр-Лунге и занимался скупкой яиц. И.А. Орлов был арестован 10 июня 1941 г. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности по статье 58, п.13 УК УССР. Содержался в Ивдельлаге Свердловской области, где умер 17.12.1941 г.
В межвоенный период в Чадыр-Лунгу прибыли и другие русские из СССР: Иван и Прокопий Завязкины, Евлампий Брунов, Семен Москвичев.
С началом Великой отечественной войны в 1941 г. и затем в 1944 г. многие русские - уроженцы
и жители Чадыр-Лунги были призваны в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА)
и доблестно сражались на фронтах ВОВ 1941-1945 гг.. Среди них Дерюгин Сергей Антонович,
Махоткин Федор Афанасьевич, Смирнов Гавриил Ефимович, Смирнов Семен Тимофеевич,
Фролов Александр Никонович, Разумов Андрей Семенович, Чикчеев Михаил Логинович и
др.
Интересна судьба Овчинникова Григория Ивановича, который родился в Чадыр-Лунге 18.04.1913 в семье старообрядцев. Отец его Овчинников Иван Федорович, уроженец Черниговской губернии в 1914 г. был мобилизован на фронт, был ранен и после возвращения в Чадыр-Лунгу в 1919 г. скончался.
Сын его Григорий
Иванович закончил начальную школу, работал по найму, служил в румынской армии, а с установлением
Советской власти стал служить в Чадыр-Лунгском районном отделе НКВД. Во время
войны участвовал в боях на Кавказе. Награжден медалями «За оборону Кавказа»,
«За победу над Германией». Дальнейшая его деятельность была связана с работой в
органах МВД Молдавской ССР, где он также был отмечен различными наградами.
Владел в совершенстве румынским языком, а также знал болгарский и гагаузский
языки. Скончался в 1982 г. и похоронен в Чадыр-Лунге.
Овчинников Г.И. (1913-1982) |
Необходимо отметить, что русские почти не фигурируют в метрических книгах православных церквей Чадыр-Лунги. В румынской переписи указано, что браки русских чаще всего заключались помимо Чадыр-Лунги, в Измаиле, Болграде и Анновке.
Это известные центры старообрядчества юга Бессарабии, где действовали церкви. И это были в большинстве своем браки между русскими, т.к в среде старообрядцев смешанные браки встречались крайне редко. На старом кладбище Чадыр-Лунги для захоронений старообрядцев был закреплен отдельный участок. Могилы располагались таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.
Могила Пашкина
Т.С и Пашкиной Е.Н. на Чадыр-Лунгском кладбище, 2019 г.
Занимая в структуре численности
Чадыр-Лунги в первой половине ХХ века незначительное место, русское население
играло важную роль в его развитии. Некоторые русские семьи поселились в
Чадыр-Лунге еще в середине XIX века. Прибыли
они в основном с юга Одесской области Украины, где было основано много
поселений старообрядцев, а также с Черниговской губернии.
Основная причина
миграции русского населения - переезд в поисках работы и семейные
обстоятельства. В царский и в межвоенный периоды в Чадыр-Лунге работали
высококвалифицированные специалисты: учителя, врачи, механики, служащие и
священнослужители. Много русских успешно занималось коммерцией и другими видами
деятельности, такими, как рыболовство, изготовление хлебобулочных изделий, в
которых им не было равных. Издавна староверы Бессарабии славились как искусные
ремесленники и строители.
Конфессиональный состав русского населения Чадыр-Лунги спустя годы трудно определить, но некоторые косвенные данные указывают на то, что большинство русских составляли старообрядцы.
Чадыр-Лунга была как бы центром старообрядчества среди других гагаузских и болгарских сел Бендерского уезда. Некоторые русские перебрались в Чадыр-Лунгу в межвоенный период, спасаясь от репрессий в Советской России. К сожалению, почти все они, а также наиболее богатые русские были репрессированы в 1941 г. и в 1949 г. Часть русских выехала за границу, в основном в Румынию.
Но в большинстве своем
русские осталось в родной Чадыр-Лунге, где они продолжали жить, работать уже в
советский период. Это Фомичевы, Фроловы, Пашкины, Махоткины, Овчинниковы,
Разумовы, Клочковы, Киктевы и др., некоторые из потомков которых до сих пор
проживают в Чадыр-Лунге. ©
Автор: Светлана Капанжи, исследователь истории края
Очень интересно,Светлана. Многих фактов я не знал. С большим интересом прочитал.
ОтветитьУдалить