Русские судьбы


РУССКИЕ СУДЬБЫ
на примере села Чадыр-Лунга Бендерского уезда в первой половине ХХ века

Первые русские Бессарабии: старообрядцы и беглые крепостные

 В многонациональной Бессарабии наряду с молдаванами издавна жили русские, украинцы, евреи, болгары, гагаузы и другие народы. Русские беглые старообрядцы (раскольники) поселились в Бессарабии еще в конце XVII века. Наряду с ними в XIX веке сюда стали прибывать беглые русские крепостные, сектанты, различные рабочие и прочие.

Занимая в структуре населения Бессарабии четвертое место в начале ХХ века, русские проживали не только в русских селах, но и совместно с другими народами в разных городах и селах Бессарабии. По данным переписи населения, проведенной в Российской империи в 1897 г., численность русских составляла 155,8 тыс. человек или 8,1 % от численности населения Бессарабской губернии.

В результате массовой миграции населения, естественного прироста, причисления некоторых украинцев к русским, русское население Бессарабии к 1930 г. увеличилось в 2 раза по сравнению с данными переписи 1897 г. и составило 351.9 тыс. человек.

В этом же году в Бендерском уезде их численность составила 44.5 тыс. человек, из которых треть проживала в г. Бендеры, остальные в сельской местности. Необходимо отметить, что значительные группы русских и украинских крестьян поселились на юге Бессарабии еще в начале XIX века, часть из которых составляли многочисленные кланы старобрядцев различного толка. 

Русские Чадыр-Лунги: от 6 человек в начале XIX века до 1134 человек в XXI веке

В.А. Мошков в своих работах приводит данные о поселении русских среди гагаузов и о об имевшем место факте их ассимиляции последними.

Не стала исключением и с.Чадыр-Лунга Бендерского уезда, где еще с середины XIX века русские проживали совместно с гагаузами и другими народами. 

В Чадыр-Лунге местное население называло их «кацапами» или «липованами». Жили они в определенной части села и селились рядом друг с другом. Известно, что такими районами были участки улиц Буджакская и Маяковская.

По данным статистического ежегодника Dicționarul statistic din Basarabiei, изданного в 1923 г., в Чадыр-Лунге была «липованская» церковь, которой больше нигде в близлежащих селах Комратского и Чадыр-Лунгского района не отмечено. Но найти данные о ней, о ее местонахождении пока не удалось.

Некоторые потомки русских в Чадыр-Лунге: Черногор Н.Т., Пташникова Л.С. вспоминают, что собирались для моления в каком-то доме. Это совпадает с данными о том, что у старообрядцев при отсутствии церкви действовали домовые молельни.                   

Табак И.В. в своей книге «Русское население Молдавии» пишет о том, что в Чадыр-Лунге и Дезгинже проживали и беглопоповцы. Это те старообрядцы, которые принимали к себе перебегавших православных священников, их еще называли лужковцами. 

Доктор истории Душакова Н.С. указывает, что, согласно сведениям, сохранившимся в архиве Мазаракиевской церкви (г. Кишинев), в Чадыр-Лунге проживали старообрядцы-поповцы, относившиеся к белокриницкому согласию. После 1940 г. здесь действовало добровольно организованное для совершения религиозных обрядов «Общество верующих старообрядцев Храма Успения села Чадыр-Лунга Кагульского уезда».

Некоторые публикации дают возможность проследить динамику численности русского населения в Чадыр-Лунге на протяжении свыше 180 лет. Но большинство сведений о русских конца XIX и начала ХХ века являются косвенными и касаются их конфессионального состава.  

В 1827 г. в колонии Чадыр-Лунга проживало всего 150 семей с общей численностью 865 чел. (86 % болгары), из них только 1 семья малороссов из 6 чел. 

В 1893 г. в с. Чадыр-Лунга Аккерманского уезда проживало 19 лужковцев, которые прибыли на юг Бессарабии из различных слобод Черниговской губернии, преимущественно из слобод Стародубского уезда. В материалах Бутовича есть данные о том, что в Чадыр-Лунге в 1907 г. проживало 47 великороссов-староверов, что составляло 1 % от численности всего населения. По справочной книге Кишиневской епархии на 1915 г. в Чадыр-Лунге численность раскольников составила 52 чел. и это была треть от всех староверов, проживавших в болгарских и гагаузских селах Бендерского уезда.

Первые данные о национальном составе Чадыр-Лунги представлены в отчете Примара Афанасия Кулева по состоянию на 7 сентября 1939 г., из которых следует, что в Чадыр-Лунге проживало 8661 человек, из них русские составляли 121 чел. или 1,4 % от общей численности. Вероятно в это число входили и украинцы, которые не были выделены в отдельную группу.           

Уже в советский период численность русских в Чадыр-Лунге значительно возросла за счет военных и других специалистов различного профиля, которые стали прибывать сюда в послевоенные годы. По данным переписи 1989 г. численность русских в Чадыр-Лунге составляла 2473 чел. или 10,8 % от всего населения. 

И в современной Молдове по данным переписи 2014 г. удельный вес русских в Чадыр-Лунге продолжает оставаться высоким – 1134 чел. или 6,6 % от общей численности населения, хотя в абсолютном выражении численность русских за 25 лет уменьшилась в 2 раза.

Бубличники, коммерсанты, белогвардейцы и бойцы РККА: кем были русские Чадыр-Лунги?

В книге регистрации жителей Чадыр-Лунги за 1928-1942 гг. есть сведения о 80 семьях, главы которых были русскими или украинцами и проживали здесь в разные годы. Всего эти 80 семей включают 426 человек или средний состав семьи составлял чуть более 5 чел.

Главы русских и украинских семей были проанализированы по месту и году рождения и по профессии. Из 80 человек большинство глав семей 17 человек или 21 % родились в Чадыр-Лунге и среди них Спиридонов Илья (1866 г.), Петигин Григорий (1868 г.), Махоткин Степан (1870 г.), Дамаскин Дмитрий (1874 г.), Фомичев Григорий (1875).

Многие семьи прибыли в Чадыр-Лунгу из Измаила – 15 семей или 19 %. Это семьи Пашкиных Кондрата, Тимофея и Федора, Ребицкого Никиты, Душакова Федора, Решетникова Ефтения, Клочкова Михея и др.

Также 10 семей прибыло из Болграда: Родионовы, Богомоловы и пр. Кроме этого, из таких мест, как с. Плоское, Карамарин, Татарбунар, Тарутино, Муравлевка Одесской области, а также из Украины без указания места рождения  прибыло 23 семьи или 29 %, из других сел Бессарабии – 8 семей, из России - 3 семьи.

Профессии у глав семей были самые различные, но больше всего было коммерсантов - 18 человек (Фомичевы, Махоткины. Разумовы, Руденко, Колесниковы и др. ). Многие русские еще с царских времен занимались торговлей, а в межвоенный период число коммерсантов увеличилось. Много было среди русских рабочих - 8 человек (Гибенко, Клочковы, Кутасевич и др.), земледельцев - 7 человек (Киктевы, Дамаскины, Спиридоновы, Смирновы и др.), бубличников (булочников) - 6 человек (Ребицкие, Пашкины, Душаковы и др.).

Занятых в интеллектуальной сфере среди русского  населения Чадыр-Лунги в межвоенный период было не так много. В основном это были приезжие, которые по разным причинам оказались в Чадыр-Лунге в этот период или высококвалифицированные специалисты. Среди них врач Кулева Наталья Ивановна (ее называли «Кулевша»), которая  вышла замуж за уроженца Чадыр-Лунги Кулева П.Н. В 1949 г. семья  была выслана в Курганскую область, где муж ее скончался, а она после окончания ссылки уехала к дочери в Румынию. Служащими в межвоенный период работали Алексейчук Григорий и Савицкий Фотий, директором банка был Овчинников Андрей. Механиками работали Безуглов Сергей, Саркизов Павел, Мельниченко Павел.

Самой старшей из жителей Чадыр-Лунги на момент румынской переписи была Фролова Ульяна, 1851 г.р., которая родилась в России. В ежегоднике «Вся Россия» за 1902 г. Фролова Ульяна Макаровна указана в числе торговцев различными товарами в с.Чадыр-Лунга.

Помимо этого, в межвоенный период проживала семья ее сына Фролова Никон Васильевича, 1874 г. , который был столяром.

В Чадыр-Лунге жили два брата -  Семен и Гурий Дмитриевичи Разумовы. Семен родился в Чадыр-Лунге в 1890 г., Гурий в с.Девлет-Агач в 1891 г., а корни их из Черниговской губернии. Занимались братья коммерцией, Гурий продавал галантерейные товары. Семья у Семена и его жены Анны была большая: 5 сыновей и 3 дочери. Анна была тоже русская из рода Дерюгиных. Семен, его жена Анна и ее мать скончались во время голодовки в 1947 г. Гурий Разумов воевал в ПМВ в 1914-1918 гг., а после войны женился на Марии, русской из Чадыр-Лунги, детей у них не было. После войны они работали в своем подсобном хозяйстве.

Житель Чадыр-Лунги коммерсант Разумов Гурий с женой Марией. 20-е годы ХХ века

Самой богатой и многочисленной семьей русских в Чадыр-Лунге была семья Фомичевых. Еще в 1884 г. Симеон Фомичев, мещанин Черниговской губернии Стародубского уезда старообрядческого посада Млынка был зарегистрирован как хозяин мануфактурно-бакалейной и табачной лавочки в с. Чадыр-Лунга. В дальнейшем Фомичев Семен Павлович владел здесь же магазином различных товаров.

Его сын Фомичев Григорий Семенович владел керосиновым складом - одним из двух во всем Бендерском уезде по данным за 1902 г. 

Ему же принадлежал и единственный каменный двухэтажный дом в Чадыр-Лунге (к сожалению, не сохранившийся). Дом был большой - из 16 комнат, с деревянными лестницами, большими окнами и высокими потолками.  Располагался он на центральной улице Чадыр-Лунги и называли его дом Фомичевых. После установления советской власти дом был национализирован и в нем в разное время размещались различные государственные учреждения: Горсовет, Архив, ЗАГС и др. 

Дом Фомичева Г.С., в котором располагался горсовет, архив и ЗАГС Чадыр-Лунги. Фото 60-х годов

 Автор у дома Фомичевых по ул. Ленина, 1975 г.  

Фомичев Г.С. как один из самых богатых людей Чадыр-Лунги 13 июня 1941 г. был арестован.  Ему было предъявлено обвинение по Статье 58, п.13 Уголовного Кодекса РСФСР «Активная контрреволюционная деятельность при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны». На чем были основаны обвинения против Фомичева Г.С.? В том, что до 1917 г.  он содержал вместе со своим братом Сысоем Семеновичем большой оптовый железно-бакалейный магазин, в котором работало до 15 наемных служащих.

Помимо этого, братья имели в собственности до 500 га земли в селах Албота и Карболия Кагульского района. Но после аграрной реформы 1922 г. у них было изъято 300 га и оставлено по 100 га. По данным за 1931 г. он также числился владельцем мельницы. Впоследствии Георгий Семенович большую часть своей земли продал, мельница не работала, и он жил от дохода своей недвижимости.  

Органы НКГБ Чадыр-Лунги характеризуют его как крупного помещика, но по свидетельству его правнучки Дарий Н.И., он был купцом первой гильдии. А купцы этого звания имели право торговать не только внутри, но и вне государства. 20 декабря 1941 г, находясь в заключении в Ивдельлаге (Свердловская область), Фомичев Г.С. скончался. Его сыновья Павел и Иван также были подвергнуты репрессиям в 1949 г., другой сын Аристарх в 1938 г. выехал в Румынию. В Чадыр-Лунге проживали и другие Фомичевы. Фомичев Антон Семенович, 1884 г.р., который был бондарем.  Фомичева Евдокия, вдова Фомичева Родиона, проживала в Чадыр-Лунге с 12 детьми, но все дети были рождены в Казаклии, вероятно и муж был оттуда, потому что там тоже жили Фомичевы. 

Одним их крупных коммерсантов Чадыр-Лунги был Ребицкий Никита Денисович, который родился в 1885 г. в  г. Измаиле. В Чадыр-Лунгу приехал в начале ХХ века, потому что  4 из 5 его детей родились в Чадыр-Лунге. Был он старообрядцем и здесь все считали его русским. Он одним из первых открыл пекарню, в которой выпекали разнообразные бублики и пряники. Дом его сохранился и находится по ул. Маяковского, там сейчас располагается охранная служба. Помимо этого он имел магазин в  центре Чадыр-Лунги по ул. Ломоносова и 3 га виноградников. 

Интересные факты о нем сообщила Люленова М.С., отец которой был близким другом Ребицкого Н.Д. Оказывается он с женой венчал  родителей Марии Степановны, которые были православными, и крестил их детей именами своих детей Марии и Клавдии. 

В 1940 г. Ребицкий с воодушевлением встретил Советскую власть, но его имущество было национализировано, а сам он арестован 12 июля 1941 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. Он был обвинен по статье 58 п. 4 УК РСФСР «Помощь, оказываемая международной буржуазии в осуществлении враждебной деятельности против СССР». Его обвинили также в принадлежности к царанистской партии, в участии в выборах от этой партии и в использовании наемного труда. В материалах дела указано, что по национальности он поляк.

 Ребицкий Н.Д. был осужден на 5 лет лагерей. Сначала он находился в Томской тюрьме, потом был переведен в тюрьму г.Мариинск Новосибирской области. Здесь он заболел, почти лишился зрения, жена приехала и выходила его. Они  вернулись на родину - в Бессарабию и поселились в г. Болград, а дети с семьями выехали в Румынию.

Ребицкий Н.Д. с детьми. Чадыр-Лунга, 1926 г.

           
                Ребицкий Н.Д. с Караджовым С.И. и сыном Диамидом. Болград, 1958 г.

            Причины миграции русского населения в Чадыр-Лунгу в межвоенный период были самые различные. Это и переезд в поисках работы и места жительства, переезд по семейным обстоятельствам. Была еще одна причина для миграции русского населения. После установления Советской власти в России, многие участники белого движения эмигрировали, в т.ч. и в Бессарабию, где проживало много русских. В основном это были офицеры и солдаты Белой армии, кулаки, лишившиеся имущества в результате коллективизации и др. В этот период в Чадыр-Лунгу прибыли следующие беглецы из СССР: 

  • Михаил Иванович Давыдов, 1890 г.р., родился в дворянской семье, уроженец г. Ряжска Рязанской области. 

После окончания Университета в 1915 г. был мобилизован. Служил в чине подпоручика 59 пехотного Люблинского полка в годы ПМВ 1914-1918 гг., затем служил офицером в Деникинской армии. В Бессарабию приехал в 1921 г., поселился в с.Татар-Бунар, где держал гастрономическую лавку. В 1929 г. переехал в Чадыр-Лунгу и устроился на мельницу Кусурсуз С. бухгалтером, где проработал до 1938 г., затем занимался здесь же мелкой торговлей. 28 июня 1941 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58, п.13 УК УССР). Умер 18.11.1941 г.  до суда в тюрьме Иркутской области.

Коммерсант Давыдов М.И. (1890-1941)
  • Ипатий Алексеевич Орлов, 1873 г.р. бывший кулак, уроженец с. Плоское (ныне с.Великоплоское Балтского района Одесской области Украины). 

Имел в собственности 5 пар лошадей, 30 десятин земли, 2 постоянных и 15 сезонных работников. По показаниям в деле, в гражданскую войну воевал в банде Батурина и Пукалова. В 1931 г. вместе с женой нелегально перешел границу по реке Днестр и поселился сначала в с. Казаклия, а потом в Чадыр-Лунге. Здесь он работал поденно на разных работах и торговал семечками. Ранее нелегально перешли границу его сыновья Прокопий и Максим. Максим Ипатьевич Орлов жил в Чадыр-Лунге и занимался скупкой яиц. И.А. Орлов был арестован 10 июня 1941 г. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности по статье 58, п.13 УК УССР. Содержался в Ивдельлаге Свердловской области, где умер 17.12.1941 г.

Кулак Орлов И.А. (1876-1841) с женой Прасковьей 

В межвоенный период в Чадыр-Лунгу прибыли и другие русские из СССР: Иван и Прокопий Завязкины, Евлампий Брунов, Семен Москвичев.

С началом Великой отечественной войны в 1941 г. и затем в 1944 г. многие русские - уроженцы и жители Чадыр-Лунги были призваны в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и доблестно сражались на фронтах ВОВ 1941-1945 гг.. Среди них Дерюгин Сергей Антонович, Махоткин Федор Афанасьевич, Смирнов Гавриил Ефимович, Смирнов Семен Тимофеевич, Фролов Александр Никонович, Разумов Андрей Семенович, Чикчеев Михаил Логинович и др.  


   Интересна судьба Овчинникова Григория Ивановича, который родился в Чадыр-Лунге 18.04.1913 в семье старообрядцев. Отец его Овчинников Иван Федорович, уроженец Черниговской губернии в 1914 г. был мобилизован на фронт, был ранен и после возвращения в Чадыр-Лунгу в 1919 г. скончался. 

   Сын его Григорий Иванович закончил начальную школу, работал по найму, служил в румынской армии, а с установлением Советской власти стал служить в Чадыр-Лунгском районном отделе НКВД. Во время войны участвовал в боях на Кавказе. Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Дальнейшая его деятельность была связана с работой в органах МВД Молдавской ССР, где он также был отмечен различными наградами. Владел в совершенстве румынским языком, а также знал болгарский и гагаузский языки. Скончался в 1982 г. и похоронен в Чадыр-Лунге.

Овчинников Г.И. (1913-1982)

            Необходимо отметить, что русские почти не фигурируют в метрических книгах православных церквей Чадыр-Лунги. В румынской переписи указано, что браки русских чаще всего заключались помимо Чадыр-Лунги, в Измаиле, Болграде и Анновке. 

            Это известные центры старообрядчества юга Бессарабии, где действовали церкви. И это были в большинстве своем браки между русскими, т.к в среде старообрядцев смешанные браки встречались крайне редко. На старом кладбище Чадыр-Лунги для захоронений старообрядцев был закреплен отдельный участок. Могилы располагались таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Могила Пашкина Т.С и Пашкиной Е.Н. на Чадыр-Лунгском кладбище, 2019 г.

               Занимая в структуре численности Чадыр-Лунги в первой половине ХХ века незначительное место, русское население играло важную роль в его развитии. Некоторые русские семьи поселились в Чадыр-Лунге еще в середине XIX века. Прибыли они в основном с юга Одесской области Украины, где было основано много поселений старообрядцев, а также с Черниговской губернии.

     Основная причина миграции русского населения - переезд в поисках работы и семейные обстоятельства. В царский и в межвоенный периоды в Чадыр-Лунге работали высококвалифицированные специалисты: учителя, врачи, механики, служащие и священнослужители. Много русских успешно занималось коммерцией и другими видами деятельности, такими, как рыболовство, изготовление хлебобулочных изделий, в которых им не было равных. Издавна староверы Бессарабии славились как искусные ремесленники и строители.

       Конфессиональный состав русского населения Чадыр-Лунги спустя годы трудно определить, но некоторые косвенные данные указывают на то, что большинство русских составляли старообрядцы. 

     Чадыр-Лунга была как бы центром старообрядчества среди других гагаузских и болгарских сел Бендерского уезда. Некоторые русские перебрались в Чадыр-Лунгу в межвоенный период, спасаясь от репрессий в Советской России. К сожалению, почти все они, а также наиболее богатые русские были репрессированы в 1941 г. и в 1949 г. Часть русских выехала за границу, в основном в Румынию. 

     Но в большинстве своем русские осталось в родной Чадыр-Лунге, где они продолжали жить, работать уже в советский период. Это Фомичевы, Фроловы, Пашкины, Махоткины, Овчинниковы, Разумовы, Клочковы, Киктевы и др., некоторые из потомков которых до сих пор проживают в Чадыр-Лунге. © 

Автор: Светлана Капанжи, исследователь истории края


 
               

Комментарии

  1. Очень интересно,Светлана. Многих фактов я не знал. С большим интересом прочитал.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения